Профессор, д. т. н. ФОМИН В. М.
Глава 2.
Системы АККУМУЛИРОВАНИя ВОДОРОДА
2.2.
Трубопроводная транспортировка водорода
Трубопроводный транспорт газообразного водорода к АЗС может
осуществляться с помощью технических средств, аналогичных применяемым сегодня
для транспорта природного газа. Естественно, что оптимальное давление, диаметр
трубопровода, шаг компрессии, оборудование (компрессоры и т.д.) для водорода
будут иными, чем для природного газа, в некоторых случаях может потребоваться и
применение иных материалов.
Существующие
системы трубопроводного транспорта природного газа также могут быть
использованы для транспортировки водорода или смесей водорода с другими газами
при относительно невысоком давлении, однако при этом параметры системы не
будут оптимальными. Затраты энергии на компримирование водорода при его
трубопроводной транспортировке в расчете на единицу передаваемой энергии
примерно в 4 раза превосходят затраты энергии при транспортировке природного
газа по тому же трубопроводу.
Определенный опыт трубопроводной транспортировки водорода и его
смесей с другими газами накоплен в мировой практике. Смесь водорода с оксидом
углерода (так называемый водяной или городской газ) широко использовалась в Европе
и передавалась по трубам при низких давлениях с середины прошлого столетия.
В Германии на предприятиях Chemische Werke Huls AG в Руре эксплуатируется подземный трубопровод для транспортировки
газообразного водорода (более 105 т условного топлива в год при максимальном расходе 18 т/ч) под давлением от 1,5 до 4 МПа общей длиной 210 км при диаметрах труб от 150 до 300 мм. Водород распределяется девяти
потребителям, система не имеет промежуточных компрессорных установок, водород
подается в нее в четырех раздельных пунктах. Суммарные потери водорода по
системе не превосходят 1%.
В ЮАР в районе Иоганесбурга эксплуатируется трубопровод длиной
около 80 км, по которому
транспортируется смесь углеводородных газов с 50% водорода.
В районе Хьюстона (США, Техас) эксплуатируются подземные
трубопроводы общей длиной около 100 км
для транспортировки водорода и оксида углерода диаметром от 100 до 300 мм. Водород чистотой 99,5% передается
по трубопроводу под давлением от 0,34 до 5,5 МПа. В США на некоторых исследовательских стендах НАСА для
хранения и распределения водорода применяются сосуды высокого давления и
трубопроводы из высокопрочной легированной стали длиной несколько километров,
по которым транспортируется водород при давлениях до 103 МПа.
В Тессиди (Англия) из подземного хранилища водород чистотой 95 %
в количестве около 80 тыс.т условного
топлива в год транспортируется потребителям по наземным трубопроводам длиной
около 16 км под давлением 5 МПа.
Относительно
короткие трубопроводы для транспортировки водорода и смесей водорода с другими
газами (несколько километров длиной) эксплуатируются и во многих других
странах. Следует отметить, что подавляющее большинство функционирующих сегодня
систем трубопроводного транспорта водорода не имеет промежуточных компрессорных
установок.
Трубопроводный
транспорт газообразного водорода может осуществляться различным образом:
-
путем
перевода существующих систем трубопроводов для транспортировки природного газа
на транспортировку водорода;
-
путем
инъекции водорода в существующие сети транспортировки природного газа и смеси
природный газ—водород;
-
по
специально созданным для транспортировки водорода системам трубопровода.
Многие
авторы указывают на то, что при обычных температурах и относительно невысоких
давлениях (до 7—10 МПа по различным
данным) трубопроводный транспорт газообразного технического водорода может
осуществляться с помощью обычных технических средств, применяемых для
трубопроводного транспорта природного газа, и не требует применения
дорогостоящих и дефицитных материалов.
При более
высоких давлениях, в особенности при транспортировке особо чистого водорода,
иногда может наблюдаться водородное охрупчивание обычно применяемых материалов
и необходимо применение специальных легированных сталей. Наличие в водороде
примесей других газов — кислорода, углеводородов и таких как СО2, СО, S02 - обычно приводит к ингибированию
взаимодействия водород—металл и защищает материал от охрупчивания, однако этот
вопрос в настоящее время изучен недостаточно [8].
Оценки,
исходящие из физико-химических свойств газообразного водорода (плотность,
вязкость, теплота сгорания), показывают, что оптимальным давлением для его
трубопроводного транспорта является до 14 МПа.
Однако в связи с отмеченными выше особенностями взаимодействия водорода с
материалом трубопровода представляется более рациональным использование систем
крупномасштабного трубопроводного транспорта водорода под давлением не выше 7…7,5
МПа. Компрессоры, используемые при
таком транспорте водорода, будут отличаться от таковых для природного газа
прежде всего большим числом ступеней и большими сечениями. Мощность компрессора
в расчете на единицу передаваемой энергии для водорода должна быть примерно в 3…4
раза больше, чем для природного газа. Стоимость таких компрессоров в расчете на
единицу передаваемой мощности для водорода оказывается на 30…50 % выше, чем для
природного газа. По оценкам [9] стоимость трубопроводного транспорта водорода
под давлением 7 МПа в расчете на единицу
энергии будет в 1,5…2,5 раза превосходить стоимость такого же транспорта
природного газа.
Стоимость
распределения водорода по локальным отводам превышает стоимость распределения
природного газа на единицу передаваемой энергии в 2…2,5 раза в зависимости от
расстояния и объема потребления. Институтом технологии газа США выполнено
экспериментальное исследование возможности использования для распределения
газообразного водорода многочисленным мелким потребителям существующих систем,
созданных для распределения природного газа [10]. Исследование показало, что
при прочих равных условиях потери водорода из системы по объему в 3—3,5 раза
превосходят потери природного газа, т.е. потери энергии практически
эквивалентны. Объемный расход водорода в 2,5…3 раза больше, чем природного
газа, что позволяет передать при тех же условиях в водороде 80…90% энергии,
передаваемой в природном газе, несмотря на то, что объемная теплотворность
водорода в 3 раза ниже, чем природного газа.
После шести
месяцев эксплуатации системы распределения не обнаружено каких-либо повреждений
или изменений труб и других металлических частей системы, пластиковые и
резиновые материалы, использованные в системе, претерпели незначительные
изменения, несущественные для работоспособности системы. Таким образом,
использование существующих систем распределения природного газа для распределения
водорода, по-видимому, возможно, однако этот вывод требует дополнительного
подтверждения при более длительных испытаниях.
Исследование
возможности трубопроводного транспорта водорода в смеси с природным газом по
существующим системам его транспорта и распределения, выполненное рядом
лабораторий США [11], показало, что при объемном содержании водорода в смеси
до 40 % существующие системы транспорта газа практически не требует
модернизации.
Для большинства сегодняшних потребителей природного газа вполне
приемлема технически его замена смесями с водородом при объемном содержании
водорода до 20—25% без заметной модернизации оборудования, но при
использовании смесей с содержанием водорода выше 20-25% потребуется существенная
и дорогостоящая модернизация. Для потребителей чистого водорода при снабжении
по таким системам потребуется создание эффективных устройств для выделения водорода из смесей с природным газом. Такие
устройства различных типов разрабатываются сегодня во многих научных центрах.
Системы
совместного трубопроводного транспорта водорода и природного газа при объемном
содержании водорода до 20% по оценкам [11] могут оказаться эффективными в
перспективе. В таких системах может осуществляться и аккумулирование водорода
путем изменения его концентрации в смеси.
В настоящее
время большинство крупномасштабных потребителей используют водород при
относительно невысоких давлениях. В то же время, автомобильный транспорт в
относительно небольших масштабах использует водород при высоких давлениях
(более 10 МПа). Затраты энергии и стоимость
оборудования для сжатия водорода до таких давлений при условии сохранения его
чистоты и относительно небольших масштабах потребления приводят к большому удорожанию производства. В
этих условиях может оказаться более эффективным применение комбинированной
системы хранения.
В этом
случае доставка водорода и его хранение на заправочных станциях осуществляется
в жидком виде в специальных цистернах. По мере необходимости жидкий водород
подается из цистерны, сжимается компрессором до необходимого давления и
закачивается в испаритель, в котором испаряется за счет низкопотенциальной
теплоты, поступающей из окружающей среды или от другого источника, затем водород
попадает в буферные емкости высокого давления, из которых поступает на заправку
ТС.
Такая система допускает длительное хранение водорода.
Конечно, в этом случае необходимо применять дорогостоящие легированные материалы.
Однако, несмотря на это, а также на то, что ожижение водорода приводит к его
удорожанию, применение такой системы хранения и распределения водорода для
указанных потребителей
оказывается более выгодным, чем снабжение газообразным при низком давлении с
последующими операциями его хранения, очистки и компримирования [11]
................
2.5. Аккумулирование
водорода в твердофазном связанном состоянии в гидридах металлов
Идея
использования гидридов металлов для аккумулирования водорода в твердофазном
связанном состоянии была выдвинута во второй половине 60-х годов прошлого столетия.
Активные исследования и разработки в этой области в последующие годы привели к
созданию эффективных поглощающих сплавов и систем аккумулирования водорода с
их использованием.
Наиболее
эффективными для аккумулирования водорода оказались интерметаллические
соединения и сплавы, в число компонентов которых входят металлы, способные к
образованию устойчивых бинарных гидридов. Содержание водорода в бинарных гидридах,
в первую очередь в гидридах легких металлов, таких как Be, Al, Mg, Ti, достаточно высоко.
Однако они
не могут быть использованы в качестве аккумуляторов водорода в связи с тем, что
кинетика сорбции—десорбции для них очень чувствительна к наличию малых
примесей в водороде и в металлах, а равновесие синтез-диссоциация
устанавливается весьма медленно даже при высоких температурах и давлениях.
Вместе с тем
при взаимодействии водорода с интерметаллическими соединениями (ИМС) и
сплавами, содержащими эти металлы, уже при умеренных температурах (25…100 °С)
и давлениях (0,1…10 МПа) происходит
активное поглощение водорода металлическими порошками с образованием
гидридных фаз. Причем равновесие между газовой и твердой фазами
устанавливается за относительно короткое время.
Возможность
смещения равновесия при относительно небольшом изменении внешних условий
(температуры и давления в реакторе) позволяет использовать гидридные фазы на
основе полиметаллических композиций в качестве обратимо действующих
аккумуляторов водорода.
Реакция
образования и диссоциации гидридов может быть в обобщенной форме записана как:

где Me - металл (элемент, сплав или интерметаллическое соединение); МеНх - его гидрид.
Идеализированные
изотермы давление — состав для типичной системы металл-водород схематично
изображены на рис. 2.10.
Первый участок изотермы (от начала координат
до точки А) соответствует растворению водорода в металле, и зависимость
давления от состава приближенно описывается квадратичной параболой в
соответствии с законом Генри рн2 = к(Н/Ме)2. На участке А-В сосуществуют
насыщенный раствор водорода в металле состава (Н/Ме)А и гидридная фаза состава (Н/Ме)В.

Рис. 2.10. Изотермы давление - состав для
типичной системы металл—водород:
- -
- сорбция; -∙-·- десорбция.
При
дальнейшем увеличении давления (выше точки В) изменяется состав
гидридной фазы. При изменении температуры изменяется положение и участок
"плато". Наконец, при температурах, превышающих критическую,
"плато" отсутствует - происходит непрерывный переход от истинного раствора
к гидридной фазе переменного состава, т.е. при Т > ТК эти
фазы неразличимы.
Собственно
аккумулирование водорода происходит при изменении относительного количества
гидридной и металлической фаз на участке "плато" при постоянном
давлении, а максимальное количество обратимо поглощаемого и выделяемого
водорода определяется величиной "плато".
Гистерезис
процессов сорбции-десорбции, показанный на рис. 10, наблюдается для многих
систем и связан, по-видимому, с резким увеличением мольного объема при переходе
от слабо концентрированного к концентрированному гидриду. В настоящее время
явление гистерезиса не имеет полного теоретического объяснения. Большинство
исследователей принимает в качестве равновесного давления на "плато"
давление десорбции рd.
Обычно
гистерезис количественно характеризуется отношением давления абсорбции к
давлению десорбции на "плато" при фиксированной температуре. Температурная
зависимость гистерезиса различна для различных систем.
Для многих гидридов металлов энтропия их образования
имеет большое отрицательное значение [около 100 Дж/(К·моль Н2)]. Для большинства систем
реакция гидрирования протекает экзотермически с тепловым эффектом (ΔH) от 25 до 75 кДж/моль Н2, а
обратная реакция дегидрирования - эндотермически. К настоящему времени накоплен
обширный экспериментальный материал по взаимодействию различных интерметаллических
соединений (ИМС) с водородом [20]. Установлено, что гидриды на основе ссплавов ИМС
могут быть использованы для аккумулирования водорода в достаточно широком
интервале температур и давлений.
Энтальпия
(теплоты реакции) гидрирования и дегидрирования является весьма важным
параметром с практической точки зрения при создании автомобильных металлогидридных
систем аккумулирования. В связи с этим следует отметить, что из-за наличия гистерезиса
для некоторых систем эти теплоты несколько различаются. Это различие, впрочем,
для большинства систем не превышает 10%. Не менее важным, чем наличие гистерезиса,
с инженерной точки зрения является то обстоятельстве что для многих практически
важных систем "плато" в координатах РН2 — (H/Me) не параллельно
оси состава, т.е. процессы сорбции-десорбции на "плато"
осуществляются не при рН2 = const, а при переменном давлении водорода [20].
Наклон "плато" связан с наличием различного рода неоднородности в
системе как мелкомасштабных -существенных на расстояниях, сопоставимых с
размерами частиц металлического порошка (сегрегация примесей, неоднородность
микроструктуры, наличие окисных пленок и т.д.), так и крупномасштабных— существенных
на расстояниях порядка размеров всего устройства для аккумулирования (наличие
градиентов температуры, неоднородностей размеров частиц и т.д.).
Наклон
участка "плато", определяемый мелкомасштабными неоднородностями, может
быть снижен до некоторого минимального уровня путем проведения ряда дополнительных
технологических операций при подготовке активированного порошка ИМС. Остаточный
наклон, определяемый мелкомасштабными неоднородностями, неустранимыми при
измельчении и активирования порошка сплава, является характерной для каждого
конкретного сплава величиной и должен учитываться при проектировании соответствующих
металлогидридных аккумуляторов водорода. Этот наклон "плато" может
быть измерен в квазистатических ("равновесных") экспериментах при
исследованиях свойств сплавов. Наклон участка «плато», связанный с
крупномасштабными неоднородностями, определяется, главным образом, конструкцией
аккумулирующего устройства, способом его нагрева и охлаждения, требуемой
скоростью поглощения и выдачи водорода и т.д. и может быть установлен только в
результате испытаний элементов конкретных систем хранения.
В настоящее
время для аккумулирования водорода используется большое число различных
сплавов. Если обозначить через А -
гидридо-образующие элементы, а через В
— элементы, относительно слабо взаимодействующие с водородом, то большинство
практически важных сплавов-аккумуляторов водорода можно подразделить на четыре
типа:
АВ-сплавы (типичные представители: TiFe, TiFe0,8Ni0,2 и
др.) гидрируются по реакциям типа
TiFe + 1/2Н2
↔ TiFeH ;
TiFeH + 1/2Н2
↔ TiFeH2
с образованием двух гидридных фаз. В связи
с этим "плато" на изотермах часто имеет две "ступеньки".
Все практически используемые сплавы АВ-типа основаны на системе TiFe, часто модифицируемой добавками Mn, Cr, Co, Ni, V.
АВ5 -сплавы (типичные практически применяемые представители: LaNi5, MmNi5, MmNi4,15Fe0,88 и др.) изучаются с начала 70-х годов, характеризуются относительно мягкими
условиями гидрирования, широким спектром разнообразных р-Т-С- диаграмм, различным числом гидридных фаз, относительной стойкостью
к дезактивации кислородсодержащими газами и некоторыми
другими газообразными примесями.
Наиболее
детально изучено взаимодействие с водородом сплава LaNi5, который в последнее время часто используется как эталон
сравнения при анализе гидридных систем аккумулирования. Из-за высокой
стоимости лантана практическое применение этого сплава в больших масштабах
затруднительно, и в последнее время лантан в сплавах этого типа заменяют на
мишметалл (Mm) - сплав редкоземельных элементов с
типичным составом: Се (45-50%); La (32-34%); Nd (13-14%); Рr (4-5%); другие - около 1,5%. Выбором типа сплавов ИМС на основе
мишметаллов можно варьировать положение "плато" и другие свойства.
Мишметаллы дают не адекватные давления диссоциации гидридных фаз из-за различных
пропорций редкоземельных металлов. Сплавы АВ5
с мишметаллами в последнее время находят все более широкое использование из-за
их относительно меньшей стоимости по сравнению со сплавами АВ-типа.
АВ2-сплавы (типичные представители: ZnFe2, ZrFe1,5Cr0,5 и др) - семейство сплавов ИМС, давно
известных кристаллографам как фазы Лавеса.
Сплавы этого типа вблизи температуры окружающей среды имеют достаточно высокие
давления диссоциации, массовое содержание водорода до 2 % и относительно
недороги.
А2В-сплавы (прототипы Mg2Ni или Mg2Cu) характеризуются высоким массовым содержанием доступного
водорода (до 4—5%), достаточно высокими температурами диссоциации при
атмосферном давлении (около 3000С), высокими значениями теплового эффекта
ΔH и относительно невысокой
стоимостью. Соединение Mg2Ni, образующее гидрид в соответствии с реакцией
Mg2Ni ↔ Mg2NiH4,
является хорошим катализаторам для образования гидрида магния MgH2, поэтому системы Mg + Mg2Ni с различным содержанием никеля образуют
широкий спектр сплавов для аккумулирования водорода с высоким его массовым содержанием
при температурах около 300-3500С и рН2 ~
0,1 МПа.
Система Mg—Сu образует два интерметаллических соединения:
Mg2Cu и MgCu2, из
них только Mg2Cu активно гидрируется при температуре 3000С
и давлении 0,1 МПа.
Как и Mg2Ni, Mg2Cu значительно легче гидрируется, чем Mg, и добавление относительно небольших количеств Mg2Cu к Mg способствует образованию гидрида магния.
В настоящее время изучено большое количество сплавов магния в качестве
возможных аккумуляторов водорода системы на основе Mg-Cu, Mg-Ni, Mg-Cu-Ni, Mg-Al, Mg-Се с различными добавками и другие, и
разработан широкий спектр конкретных сплавов для создания систем аккумулирования
водорода при температурах около 3000С с высоким массовым его содержанием
(до 4-5 %).
В различных
лабораториях получена обширная информация о физико-химических свойствах
сплавов, применяемых для аккумулирования водорода. Важными для инженерных
приложений являются такие параметры, как плотность гидрида ρ, относительное изменение объема сплава δV
при гидрировании и его эффективная теплопроводность [20].
Для сплавов
на основе FeTi плотность
гидридов ρ и относительное изменение
объема δV металла при гидрировании составляют ρ = 5,5…6,5 г/см3 и δV = 20%, для сплавов на основе LaNi5 ρ = 6,5…8,3 г/см3, δV
~ 25…28%, для сплавов на основе Mg2Ni ρ = 2,6 г/см3, δV = 25…30%.
Поскольку в
процессах гидрирования-дегидрирования аккумулирующие сплавы довольно
существенно изменяют объем (на 20-30%), конструкция устройства должна предусматривать
возможность расширения частиц сплава без деформации или разрушения контейнера.
Кроме того, при многократном повторении циклов гидрирования происходит
уменьшение первоначальных размеров частиц сплава, что, естественно,
сказывается на таких важных характеристиках, как эффективная теплопроводность
и проницаемость засыпки. Окончательные размеры частиц устанавливаются после
нескольких десятков (иногда сотен) циклов и составляют несколько микрометров.
Поскольку активированный сплав является мелкодисперсным порошком, в процессе
работы аккумулятора водорода со свободной засыпкой сплава может происходить
флюидизация засыпки и вынос порошка из контейнера. Для предотвращения этих
нежелательных явлений применяется тонкие фильтры, пористые трубы, капсулирование,
композитные материалы из частиц интерметаллида, заключенных в матрицу из металлов
и других материалов, и т.д.
Эффективная
теплопроводность активированных порошков интерметаллида достаточно низка и
зависит от размера частиц, температуры и давления водорода. При низких давлениях
(до 100 Па) перенос теплоты
водородом по поровому пространству невелик и теплопроводность засыпки составляет
около 0,1…0,2 Вт/(м·К). С ростом давления водорода возрастает
конвективный перенос тепла в засыпке и эффективная ее теплопроводность
увеличивается до 0,5..1,5 Вт/(м·К) при р ~ 0,1…5 МПа [21].
Существенное
увеличение эффективной теплопроводности среды аккумулирования может быть
достигнуто путем создания композитных материалов из частиц интерметаллида,
заключенных в матрицы из Al,
Cu,
Ni. Эффективная теплопроводность таких материалов
может достигать 1…12 Вт/(м·К). В настоящее время получены опытные
образцы таких материалов с алюминиевой матрицей с теплопроводностью до 5…7 Вт/(м·К)
[20].
Применение
композитных материалов позволяет одновременно с увеличением теплопроводности
решить и проблему уноса частиц. Однако в таких системах, естественно, несколько
уменьшается массовое содержание аккумулируемого водорода по сравнению со
свободной засыпкой. Кроме того, композитные материалы на единицу хранения
водорода оказываются пока существенно дороже, чем сплавы интерметаллидов. В
большинстве созданных к настоящему времени опытно-промышленных и коммерческих
металлогидридных аккумуляторов водорода используется свободная или
свободно-секционированная засыпка порошка сплава.
Важнейшими режимными показателями работы системы
аккумулирования являются скорости поглощения и выдачи водорода (временные
интервалы циклов сорбции и десорбции). Относительно большие тепловые эффекты
процессов сорбции- десорбции и низкая эффективная теплопроводность среды аккумулирования
приводят к тому, что уже при относительно небольших требуемых потоках
поглощаемого или выдаваемого устройством водорода в среде аккумулирования
реализуются существенные градиенты температуры и состава, а давление водорода
существенно отличается от равновесного. В связи с этим динамические кривые
сорбции-десорбции сильно отличаются от равновесных диаграмм р-Т-(Н/Ме)
и размер петли гистерезиса и наклон "плато" резко возрастают. Гистерезис
и наклон "плато" существенно возрастают с ростом расхода водорода.
Существенно изменяются и зависимости давлений на "плато" абсорбции и
десорбции от температуры.
Динамические кривые характеризуют работу аккумулирующего
устройства в целом. Их конкретный вид в большой степени определяется
организацией процесса тепломассообмена в среде аккумулирования. Задача
обеспечения эффективного тепломассообмена в среде аккумулирования при работе
металлогидридных аккумуляторов водорода является весьма сложной и приобретает
первостепенное значение при создании таких систем хранения с заданными характеристиками.
Фактором,
лимитирующим скорость выделения и поглощения водорода аккумулятором, в
большинстве практически важных случаев является тепломассообмен в слоях частиц
интерметаллида, а не кинетика сорбции-десорбции на отдельных частицах.
Скорость перезарядки аккумулятора зависит также от того, насколько давление
водорода в контейнере превышает равновесное ps(Т), соответствующее температуре частиц интерметаллида.
На рис. 2.11
и 2.12 приведены кривые перезарядки трубчатого металлогидридного аккумулятора
в зависимости от отношения рН2 /ps (Т) при практически постоянном темпе охлаждения и в
зависимости от диаметра трубы (т.е. от темпа охлаждения массы частиц интерметаллида)
при постоянном рН2 /ps(Т) по данным [22].
Таким
образом, для обеспечения необходимых эксплуатационных характеристик металлогидридных
водородных аккумуляторов во многих случаях необходимо наряду с организацией
эффективного тепломассообмена применять предварительное компримирование
водорода при зарядке аккумуляторов, что, естественно, приводит к дополнительным
затратам энергии.
Эти затраты
энергии, однако, могут быть частично скомпенсированы, если теплота, выделяющаяся
при абсорбции водорода в аккумуляторе, будет полезно использована. На практике
для транспортных систем различного назначения применяются как внешние, так и
внутренние системы теплообмена.
В настоящее
время в России и за рубежом созданы экспериментальные и промышленные образцы
металлогидридных аккумуляторов водорода различных типов — как относительно
крупных стационарных и портативных переносных аккумуляторов водорода, так и
специальных аккумуляторов для транспортных установок.

Рис, 2.11.
Динамика заполнения гидридного бака.
Отношения рН2
/рs(Т):
□ -80/1; ○ -40/1; × -20/1; Δ -10/1; ▼ -5/1.
В
большинстве стационарных металлогидридных систем используются гидриды сплавов
на основе TiFe, CaNi5, MmNi5 и единичных - на основе LaNi5 и сплавов магния.
К системам аккумулирования водорода для
транспортных установок предъявляются более жесткие требования, чем к
стационарным и переносным аккумуляторам. Вместе с тем, поскольку на транспортных
установках имеются ресурсы теплоты среднего потенциала — теплота отработавших
газов двигателя, в этих аккумуляторах могут быть эффективно использованы
сплавы на основе Mg2Ni и Mg2Cu, имеющие
наибольшее массовое содержание водорода.
К настоящему
времени в различных странах и России созданы и прошли испытания несколько
десятков экспериментальных металлогидридных аккумуляторов для легковых и
грузовых автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, тягачей, автобусов [20].

Рис.2.12. Динамика
заполнения контейнера при внешнем теплоотводе рН2/рs
(Т) =10,1.
Диаметр трубки:
□ - 2,5 см; ○ - 5 см;
× -7,5 см; ▼ - 10 см; Δ - 15 см
Крупные
экспериментальные металлогидридные аккумуляторы с массой активного металла от 0,3
до 1,5 т разработаны для автобусов,
грузовиков и мощных дизельных тягачей, используемых в горнодобывающей
промышленности. В США аккумулятор, содержащий 318 кг сплава TiFe0,9Mn0,1
и 5 кг водорода, с теплообменником,
обогреваемым охлаждающей водой от двигателя, обеспечивающий расход водорода до
1120 л/мин, прошел успешные стендовые
испытания в совместной работе с двигателем Катерпиллар-
3304.
В настоящее время в рамках этой программы создается
аккумулятор, содержащий 500 кг
сплава, особенностью которого является наличие буферного объема с
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.