В прошлом месяце Международное энергетическое агентство опубликовало обнадеживающий вывод о глобальных субсидиях на потребление ископаемого топлива, показав, что в 2020 году оно упало более чем на 40% после падения более чем на 30% в 2019 году. Это, однако, не означает, что страны сократили поддержку отраслей, связанных с ископаемым топливом. Снизить эти субсидии помогли две вещи: резкое падение потребления во время пандемии и значительное падение цен. Однако полная государственная поддержка охватывает гораздо больше, чем просто снижение ценников, которые видят потребители. Сюда также входят инвестиции государственных компаний, бюджетные трансферты, налоговые льготы, льготные гранты и ссуды от государственных финансовых учреждений. В новом отчете для Net Zero Asset Owner Alliance мои коллеги из BloombergNEF добавили информацию о поддержке ископаемого топлива со стороны правительств G-20. Их работа показывает, что поддержка государственных энергетических компаний - часто единственного поставщика энергии в их странах - составляет 45% от общего объема субсидий на ископаемое топливо, в то время как потребительские субсидии составляют немногим более 21%.  Стоит отметить и общий объем этой поддержки. За пять лет с 2015 по 2019 годы правительства стран Большой двадцатки предоставили 3,3 триллиона долларов прямой поддержки производству электроэнергии на угле, нефти и газе, а также на ископаемом топливе. Эта цифра была довольно устойчивой на протяжении многих лет, упав с максимума в 706 миллиардов долларов в 2015 году до минимума в 636 миллиардов долларов в 2019 году - изменение всего лишь примерно на 10%.  Эти суммы не очень хорошо соотносятся с базовой стоимостью энергии. За те же пять лет спотовая цена на нефть марки Brent изменилась с менее чем 30 долларов за баррель до почти 90 долларов. Это отсутствие согласованности указывает на то, что связь между краткосрочными ценами на энергоносители и долгосрочной поддержкой энергоносителей в лучшем случае слабая.  Это не значит, что нет никакого прогресса в сокращении поддержки ископаемых видов топлива в G-20. Саудовская Аравия, например, сократила свою общую поддержку ископаемого топлива вдвое с 2015 года, но по-прежнему обеспечивает почти в три раза больше на душу населения, чем любое другое правительство. Полностью половина этих правительств меньше поддерживала ископаемое топливо с 2015 года - но опять же, закон средних чисел означает, что по крайней мере часть оставшейся половины увеличила свою поддержку. И Канада, и США значительно увеличили свои субсидии на процентной основе, но Канада обеспечивает почти в 10 раз большую поддержку своей промышленности на душу населения, чем США, почти все из которых - это государственные финансы для производителей нефти и газа и коммунальных предприятий. Между тем, Аргентина занимает второе место по уровню поддержки на душу населения, даже несмотря на сокращение потребительских субсидий, при этом государственные компании получают более 80% поддержки.  Государственная поддержка потребительских цен на энергию важна. Искусственно заниженные цены на электроэнергию практически не стимулируют экономию электроэнергии. Искусственно заниженные затраты на дорожное топливо мало стимулируют владельцев транспортных средств переходить с двигателей внутреннего сгорания на электрические модели. Однако поддержка на уровне бизнеса может быть еще более значимой для долгосрочных перспектив декарбонизации. Возможности государственного финансирования не могут быть строго ограничены, но они также не безграничны, и средства, предназначенные для поддержки существующей отрасли ископаемого топлива, по определению не могут финансировать переход на энергетику. Не менее важно, что государственная поддержка может закрепить активы - и связанное с ними поведение - на десятилетия. К ним относятся активы и поведение, связанные не только с потреблением ископаемого топлива, но и с его производством и распределением, не говоря уже о политике, которая им сопутствует. Действия правительства также создают в будущем необеспеченные обязательства в виде потенциальных счетов за очистку и посредничество в области окружающей среды. Наконец, правительства могут создавать будущие неокупаемые активы, проекты, которые по политическим или экономическим причинам вскоре могут навсегда остаться без денег. Согласно последнему отчету BNEF New Energy Outlook, если мы хотим достичь к середине века энергетической системы с нулевым чистым нулевым показателем, компаниям и правительствам необходимо будет инвестировать от 92 до 173 триллионов долларов в следующие три десятилетия. Сделать это будет сложно, но возможно. Однако каждый доллар, поддерживающий любой путь, кроме нулевых чистых выбросов углекислого газа к 2050 году, тем временем делает чистый нулевой уровень еще более трудным. Натаниэль Буллард - директор по контенту BloombergNEF. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.