четверг, 26 августа 2021 г.

 

Новые маневры метанового ужа на водородной сковороде.

 https://h2.d3.ru/novye-manevry-metanovogo-uzha-na-vodorodnoi-skovorode-2103001/?sorting=rating  

ng.ru
Не прошло и дня с публикации поста Метановый уж на водородной сковороде, где мы по просьбе читателя рассмотрели сентябрьскую статью корпоративного журнала концерна Газпром за авторством советника руководителя компании "Газпром Экспорт" доктора экономических наук, большого специалиста в области экспорта газа Андрея Конопляника. И вот, доктор Конопляник наносит новый удар, на сей раз посредством "Независимой газеты".

Для тех кто не читал, но осуждает, поясним вкратце тезисы критики к первой публикации Конопляника. Условно ее можно разбить на две части. В первой Конопляник на разный манер обосновывает, почему европейские потребители дураки и не понимают своей выгоды от сжигания газпромовского метана. Пытается уличить их в подмене понятий и ложном толковании терминов. Наконец, представляет результаты еще не законченных научных исследований, как готовую коммерческую технологию. Во второй части Конопляник повторяет предложение о сотрудничестве по водородной тематике, сделанное Газпромом европейским потребителям в 2018 г и известное как "Терхходовка Аксютина". Судя по тому, что Россия, в отличие от Марокко и Украины не отразилась ни в одной из программ по декарбонизации ЕС и стран членов союза, предложение не показалось интересным.

Камень преткновения в расположении предприятий по производству водорода. Газпром в разных лицах пытается просунуть варианты, где производство водорода находится в границах ЕС. Кроме Аксютина и Конопляника, новую идею в декабре 2020 толкнул главный эколог Газпрома Ишков. Там предлагалось бонусом отсасывать СО2 реверсом. Чтобы хоронить его под великой русской землей–кормилицей.

Как и указывалось в наших публикациях, вокруг водорода Газпромом развернут торг. При этом у концерна крайне слабая позиция. Во–первых, он привязан к ЕС трубой. Во–вторых, в руках ЕС судьба 8,5 млрд евро вложенных в СП–2. В третьих, ЕС действительно хочет глобально бороться с эмиссией углерода и введет соответствующий налог на импортеров, который влетит Газпрому в приличную сумму. В четвертых, у Газпрома нет ни оборудования, ни опыта для производства водорода, пригодного для экспорта в ЕС. В пятых, денег на инвестиции в создание подобного производства тоже нет. Огромные капиталовложения Газпрома в тучные годы вставания с колен осели в личных состояниях некоторых участников списка Forbes. На память о былом величии газовому концерну осталась связка трубопроводов и солидная долговая нагрузка.

Что примечательно, все трубы, проложенные сквозь тайгу, тундру и толщу воды ценой самоотверженных трат и не дешевых заимствований, привели Газпром к совершенно безответственным клиентам. Турция стала снижать отбор газа в 2020 г по "Голубому" и "Турецкому" потокам, и Кремль послушно согласился на захват Карабаха Азербайджаном. Китай тоже идет по этому пути, саботируя договоренности о поставках "Силы Сибири", значит, возможно, стоит ждать очередного "прорыва" в Российско–Китайских отношениях. Теперь самый порядочный и крупный клиент заартачился. Как же так? Где же геополитическая дальновидность, про которую мы столько слышали последние 20 лет? Ведь совсем, казалось бы, недавно смеялись до слез и хлопали в ладоши от вокального исполнения Владимиром Соловьевым знаменитой реплики Нонны Мордюковой под аккомпанемент военного хора. Куда делась мощь энергетической сверхдержавы? Почему все пользуют ее в хвост и в гриву? Неужели ресурсная модель оказалась не так хороша?

Нужно понимать, что ЕС взял на себя инициативу борьбы с потеплением и вкладывает в нее колоссальные инвестиции. Там разработана стратегия перехода к безуглеродной энергетике, предусматривающие сбалансированные меры. Если покупатель не хочет вкладываться и строить у себя гигантские промышленные сооружения для российского метана, продавцу нет никакого смысла убеждать его, что он не прав и не понимает своей выгоды. У Европы может быть 100 резонов, нет смысла их перечислять. Музыку на конкурентном рынке заказывает покупатель.

Принадлежит газ все–таки не Газпрому, а Российской федерации. А она многолика, несмотря на одно и то же лицо в экране телевизора. Именно в пику некоторым лицам, олицетворяющим РФ, новая статья доктора Конопляника. Таким образом, мы видим схватку не Россия — ЕС, а двух конкурирующих за решение Путина команд.

В статье Конопляник прямо и вскользь называет своих противников. Это заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов — опытный германист, выступающий фронтменом интересов могущественных лоббистов. За всей этой внутренней возней ясно маячит махина "Росатома", у которого водорода видимо не видимо. Водород у Росатома желтый. Его углеродный след нулевой, и хотя для ЕС его происхождение тоже не безупречно, для атмосферы Земли производство желтого водорода гораздо менее опасно, чем серого у Газпрома. Понятно почему от экономических аргументов Конопляник мигрировал к технологическим. Он утверждает, что транспортировка водорода по трубам на дальние расстояния не возможна или крайне не выгодна.

В статье указывается, что ЕС в июле 2020 г выпустили исследование «Опорная сеть европейского водорода», а в сентябре 2020 года три германские компании, продвигающие развитие инфраструктуры водорода, во главе с производителем энергетического оборудования компанией «Сименс» выпустили исследование «Инфраструктура водорода – основа энергоперехода. Практическая адаптация инфраструктуры дальнего транспорта газа под водород». В июльском исследовании обосновывалась необходимость, техническая возможность и экономическая целесообразность создания специализированной инфраструктуры в ЕС для дальнего транспорта водорода, а в сентябрьском – то же самое в отношении модернизации существующей ГТС под дальний транспорт нового топлива.

В противовес этим исследованиям Конопляник предлагает статью, недвусмысленно озаглавленную «Барьеры реализации водородных инициатив...» Владимира Литвиненко сотоварищи из Caнкт–Петербургского горного университета. Если кто–то не знает, это самый высокооплачиваемый ректор России, являющийся собственником 20% акций "Фосагро" стоимостью 1 млрд долл. Ранее Литвиненко прославился тем, что отсудил у "Трансперенси Интернешнл — Россия" 1 млн руб по иску о клевете в ответ на расследование о незаконной продаже земель Горного университета за 20 с чем–то млрд руб. Он никогда нигде кроме своего ВУЗа не работал, но однажды имел неосторожность стать научным руководителем у некого диссертанта Путина В.В. Однако разве это может кидать тень сомнения на его компетентность как ученого и специалиста? Решать вам.

По мнению Конопляника ректор из списка Forbes убедительно доказывает, что дальний транспорт и хранение водорода/метановодородной смеси в газообразном и/или в сжиженном виде в силу объективных физико–химических причин и нерешенных технических проблем (плотность потока, получаемая энергия из одинакового объема, энергозатраты на сжатие, объемы хранения в сопоставимых емкостях, проблемы водородного охрупчивания и стресс–коррозия и др. ) многократно проигрывают по надежности, безопасности, экономике дальнему транспорту и хранению природного газа в газообразном состоянии или в виде СПГ.

Выдающаяся для ученого категоричность. Не менее категорично Литвиненко выступал на Водородной российско–немецкой конференции в декабре 2020, где был председателем. Там все сильно удивились, почему на конференции про водород он упрямо талдычит про углеводороды. Не понимают люди научного подхода. Как и Det Norske Veritas (DNV) GL с Società Gasdotti Italia (SGI), заключившие в октябре 2020 г контракт по техническому обследованию 1800 км трубопроводной сети в Италии на предмет скорейшего перехода к транспортировке водорода и водороднометановой смеси. DNV GL это те самые норвежцы, предавшие "Северный поток–2" в испуге от американских санкций.

В новой статье Конопляник опять напирает на бирюзовый водород, полученный путем прямого термического крекинга метана и других углеводородов. Его не смущает, что бирюзового водорода никто, кроме ученых не видел. Если бы Газпром действительно делал ставку на бирюзовый водород, ему разумнее было дать 20 млн евро исследующим его получение ученым Технологического института Карлсруэ, чем псевдоэкологическому фонду "Защита климата и окружающей среды MV" для лоббирования интересов "Северного потока–2".

Конечно же отечественная борьба за доброе, светлое, вечное не может обойтись без мелкой брехни. Она как фирменный шильдик. В статье Конопляника не известно по чьей инициативе висит маленькая картинка, якобы изображающая печь для пиролиза метана. На самом деле это горизонтальная ретортная печь. Согласно информации исследователей технологии пиролиза метана, они используют барботажную колону, заполненную жидким оловом. Кому верить, решать вам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.